Календарная часть послания Дмитрия Траханиота

 

Календарная часть послания Дмитрия Траханиота наступления конца светаСобственно календарная часть послания Дмитрия Траханиота начинается с утверждения, будто в святоотеческой литературе (имеются в виду сочинения Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина) содержатся размышления о семи веках существования мира, но нет ни слова о семи тысячах лет как сроке второго пришествия. Однако это утверждение неверно, потому что уже Иосиф Санин в 1492/93 г. отыскал у Никифора Ксанфопула точное указание на конец света после истечения седьмой тысячи лет, а не седьмого века[70].

Заблуждения относительно скорого конца света Дм. Траханиот объясняет неправильным толкованием Натристики и безусловной тайной сроков второго пришествия: «никто не весть числа веку».

Утверждение о том, что конца света следует ждать «в седмом числе», т.е. по истечепии 7-й тысячи, 7-го года, 7-го месяца, которое исследователи приписывают самому Дмитрию Траханиоту (лишь Б. Н. Флоря оспорил этот тезис), на самом деле есть изложение взглядов его оппонентов. От подобных ложных мудрствовапий Дмитрий решительно отказывается: «Сиа… все помышлениа суть». Заметьте: полное исполнение числа семь мыслится московскими корреспондентами Трахапиота пе как арифметическая операция, а как бесконечное дублирование этой священной цифры, за которой никакого счета уже ие может быть. Так, в Апокалипсисе наполнение чаши земных грехов выражается в тайном имени Антихриста тройственным повторением числа шесть. Может быть, и наполнение горнего мира, обозначаемое как 7777, конструировалось по аналогии с зашифрованным именем Антихриста — 666 — из «Откровения» Иоапна Богослова.

Возможность наступления конца света в разные сроки у разных народов, в соответствии с их системами летосчисления, Дмитрий также отводит: «Ипо то лжа есть». Ученый грек находит место известным ему календарям внутри времени христианской истории, суммируя годы, отсчитанные каждой системой счисления лет, с годами, прошедшими от сотворения мира до составления тех или иных кано- ний, — разумеется, эти расчеты во всех случаях складывались в одну и ту же цифру — 6997 лет — и давали основание автору утверждать, что «коли уже начяло всем едина, и лета до сех мест приходит на едино, подобает же и концу всем едину быти».

Дмитрий Старый, перечисляя канонии других народов, возможно, пользовался переводной версией (латинской или греческой) одного из арабских календарно-астрономических сочинений либо одним из латинских календарных пособий. «Перские канонии» — это эра Иездегерда, начавшаяся 16 мая 632 г. восшествием на престол последнего перед арабским завоеванием персидского царя. «Арапские канонии» должны ориентироваться на «хиджру» — переселение Мухаммеда из Мекки в Медину (июль 622 г.), но Дмитрий начинает арабское летосчисление с 661 г., и причину этого отклонения еще предстоит установить. «Халдейские канонии» — эра Набонасара (с 747 г. до н. э.). «Египетские» канонии султана Мелхиона — арабская эра Джелал-ад-Дина Малик-шаха, исчисляющая годы с марта 1079 г. «Еврейские канонии» начинаются у Дмитрия с 268 г. до н. э. вместо 3761 г. до н. э., — и здесь мы затрудняемся указать причину явной несогласованности нашего источника с общепринятым взглядом.

Корреспондент Геннадия оперировал также сведениями о «латинском» календаре, по его информация расходилась с информацией самого новгородского владыки. Грек (как и доминиканец Вениамин из ближайшего окружения Геннадия) считал, что «латыны» числят от Адама до рождества Христова 5511 лет, а не 5500, как думал Геннадий.

Среди известных нам писателей один только ноль- ский хронист Ян Длугош при переводе иа Дионисиеву эру вычитал не 5508, а 5511 лет, т. е. также разделял сотворение Адама и Христово рождество 5511 годами. Это совпадением и польско-литовская терминология Напской грамоты 1472 г., переведенной участниками московского посольства во главе с братом Дмитрия Юрием Траханио- том, и то, что свод 1489 г. называет Юрия «Наном Юргой», выходцем из польско-литовских земель,— все эти факты дают основания для предположения, что Дмитрий обучался хотя бы некоторым календарным премудростям в польско-литовском государстве.

Основной вывод автора послания состоит в том, что «седмую… тысящу подобает человеку помнити … а не верити», следовательно, рационально-схоластических и еретических умствований по поводу календаря приезжие греки не разделяли.

Послание Дмитрия Траханиота, едва успев найти адресата, немедленно стало распространяться в списках и открыло широкую антиеретическую полемику по календарным вопросам. В течение ближайшего десятилетия круг спорных вопросов все расширялся, к обсуждению привлекались переводные католические сочипепия (календарная часть труда Вильгельма Дурантиса «Rationale divinorum officiorum»), еврейские трактаты (эмболисмический лупник, известный в списке 80-х годов XV в. и использованный Геннадием в библейском кодексе 1499 г.), славянские таблицы («альфа» легендарного новгородского архиепискоНа Василия Калики, хранившаяся в Софийском Доме); в 1490 г. московское посольство в Риме наводило справки о латинских Пасхалиях.

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Карта
rss
Карта